Информационная памятка для клиентов
Во исполнение требований Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон «О НПС»), АО Банк «Аверс» проводит с использованием специализированных систем анализ операций по переводу денежных средств на наличие признаков осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
На основании пункта 3.4 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Банк при выявлении им операции с использованием платежных карт, перевода электронных денежных средств или перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, отказывает в совершении соответствующей операции (перевода).
Банк России на официальном ресурсе опубликовал подробную информацию в формате вопрос-ответ о действиях клиентов в случае выявления и пресечения операций, совершаемых без согласия клиентов, о возможностях клиента обжалования включение сведений в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» (далее – БД ОБС). Информацию об обязанности банков проводить мероприятия по выявлению и пресечению мошеннических операций, о причинах включения сведений по клиентам в БД ОБС.
Дополнительно АО Банк «Аверс» приводит наиболее важные выдержки из информации для клиентов, размещенной на официальном сайте Банка России и информационно-просветительском сайте Финкульт, созданном Банком России для формирования финансовой культуры граждан. На указанных ресурсах перечислены в том числе основные права и обязанности Банка в части исполнения им требований, установленных Законом «О НПС»:
1. Банк заблокировал карту и проведение операций по ней. Что делать?
Банк имеет право приостановить перевод или платеж и заблокировать карту, если операция выглядит сомнительной или совершаемой без согласия клиента.
Сразу после блокировки операции Банк уведомит Вас об этом способом, который был определен в договоре. Чаще всего это push-уведомление в приложении Банка, либо СМС информирование, если такая услуга подключена и не была Вами отключена самостоятельно.
После получения уведомления о выявлении признаков подозрительной операции, в случае, если Вы уверены в легитимности проводимой операции, Вам необходимо перезвонить на горячую линию Банка. Телефон горячей линии Банка 8 (800) 700-43-21.
Важно своевременно сообщать Банку информацию для связи!
Согласно ч. 13 статьи 5 Закона «О НПС»:
Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
Блокировка подозрительной операции и карты действует максимум двое суток. Поэтому медлить не стоит, но нервничать и торопиться тоже не нужно. Даже если кто-то действительно пытается сделать перевод с вашей карты, блокировка означает, что банк приостановил операцию и ваши деньги в безопасности.
Если Вы будете разговаривать с представителем банка, он может задать Вам дополнительные вопросы. Внимание, работники Банка могут позвонить Вам исключительно по телефону 8 (800) 700-43-21. Через мессенджеры работники Банка звонки не совершают. Например, уточнить, где Вы пользовались картой в последний раз и какую сумму оплачивали, для проверки личности Вас могут попросить назвать кодовое слово, которое Вы указывали при заключении договора. Иных данных, коды из СМС сообщений, номер карты работники Банка не спрашивают.
Если Вы подтвердите свою личность и свой платеж либо перевод, Банк проведет операцию или попросит повторить ее с теми же реквизитами.
Если окажется, что операция совершается без вашего добровольного согласия, операцию отменят. Карту при этом заблокируют окончательно - ведь ее данные уже известны мошенникам. Банк предложит Вам ее перевыпустить.
2. Какие операции могут вызвать подозрения Банка?
Есть целый список признаков сомнительных операций, который составил Банк России. Многие из них связаны с совершением нетипичных операций клиентом.
Например, Вы осуществляли переводы денежных средств через СБП на территории России и через короткий промежуток времени произошла смена региона присутствия на зарубежный. Если Вы совершаете в течение суток множественные переводы ранее незнакомым получателям средств. Или проводите крупный, по сравнению с другими вашими операциями, платеж. Даже необычное время суток может насторожить Банк: если Вы всегда делаете покупки по выходным и вдруг решили перевести деньги турфирме во вторник ночью, это может вызвать подозрения.
3. Как узнать, почему данные оказались в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента», (далее – База данных)?
Банк России ведёт Базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Она формируется на основе сведений, полученных от банков и других операторов платежных систем. Они на основании п. 4. ст. 27 Закон «Об НПС» обязаны противодействовать переводам, которые происходят без согласия клиента, как правило, под воздействием злоумышленников.
Поэтому информацию обо всех случаях и (или) попытках перевода денежных средств, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки и другие операторы платежных систем передают в Банк России. Таким образом данные о получателе денег по операциям без согласия клиента попадают в Базу данных Банка России.
Кроме того, в Базу данных Банка России могут поступать сведения от МВД России.
Важно!
Если сведения о Вас или Вашей организации попали в Базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование вашего электронного средства платежа (платежные карты, онлайн-банкинг и др.) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой Базы.
В случае, когда сведения поступили в Базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной.
Для проверки обоснованности включения ваших данных в Базу данных Вы можете:
1. Обратиться в обслуживающую Вас кредитную организацию.
2. Направить обращение в Банк России через Интернет-приёмную. В обращении обязательно укажите данные документа, удостоверяющего личность, а также прочие реквизиты, по которым необходимо провести проверку (СНИЛС, номер карты, номер счета, номер телефона).
Рассмотрев обращение, Банк России в течение нескольких дней примет решение о целесообразности исключения ваших данных из Базы данных.
4. Как клиенту банка — физическому лицу обжаловать включение реквизитов в Базу данных?
Это можно сделать одним из двух способов:
1. Обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является. Банк перенаправит обращение в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
2. Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
— фамилию, имя и отчество (при наличии);
— серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
— полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в Базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;
— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;
— номер телефона (при наличии).
Дополнительно Вы можете указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из Базы данных
5. Как юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, обжаловать включение реквизитов в Базу данных?
Это можно сделать одним из двух способов:
1. Обратиться с заявлением в любой из банков, в котором обслуживаетесь Вы или Ваша компания. Банк перенаправит обращение в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
2. Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Независимо от способа обращения индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:
— серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
— ИНН;
— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков.
Дополнительно Вы можете указать в заявлении полные и сокращенные (при наличии) наименования банков, от которых Вы узнали о включении сведений в Базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды, а также номер телефона.
Юридическому лицу в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:
— ИНН;
— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков.
Юридическое лицо может дополнительно представить серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность, СНИЛС физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также полные и сокращенные (при наличии) наименования банков, от которых Вы узнали о включении сведений в Базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из Базы данных.
6. Как человек или компания узнают о вынесенном Банком России решении по результатам рассмотрения заявления об исключении сведений из Базы данных?
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из Базы данных.
Если клиент обращался с заявлением в свой банк, то решение регулятора будет направлено в адрес банка. При этом ответ Банка России кредитная организация обязана сообщить клиенту не позднее следующего рабочего дня.
В случае, когда клиент банка обращался напрямую в Банк России, решение регулятора будет направлено клиенту.
Если банк самостоятельно инициировал процесс обжалования (без участия клиента), то решение регулятора будет направлено в банк.